ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР САМОСОЗНАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Метелёва Евгения Александровна

Хуманитарни Балкански изследвания, № 2(8) 28.05.2020

С.Хантингтон поднял вопрос об актуальности трансформации секуляризованного сознания в пространство десекуляризационных процессов. Цивилизованное самосознание есть показатель уровня развития социокультурных регуляторов либеральной демократии и рыночной экономики. Антиномия секулярного и десекулярного сознания вызвана исторической необходимостью в условиях набирающей обороты идеологии неолиберализма. Роль секуляризованного сознания в пространстве сайенталистской и гуманистической ориентаций массового сознания выросла. Подорванность и истощенность кадрового состава церквей Восточной Европы, что стало обусловлено периодом тотальных гонений, сегодня требует немалого времени в становлении новой духовности нравственных императивов. Непреодолимость секулярного сознания и его роль в организации базовых структур для распространения неолиберальной идеологии в светской культуре очевидна. Противостояние секулярного и десекулярного сознания есть линия разлома в современных цивилизациях. Феномен веры в целом атрибутивен сознанию человека, но блокируется сетью атеистической пропаганды и замалчиванием важности духовного понимания мира. В Западной Европе, как проводнике идеологии ценностей атлантизма, особо востребован вопрос десекуляризации в аспекте возвращения человека к познанию самого себя. Пресыщенное прагматическим образом жизни массовое сознание инерциально тиражирует фактор эрзац-религий в плюрализме модернизированных деноминаций, которые возводят синкретизм на уровень познания истины. Мультикультурализм Западной Европы обнаружил несостоявшийся диалог цивилизаций, хотя многоразличные проекты получают поддержку в широких массовых аудиториях. Десекуляризация стала одним из способов заполнения пробела в потере массовым сознанием своей идентичности.