МЕСТО ГОРОДСКОЙ УРБАНИЗАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИСЛАМСКОЙ БИОЭТИКЕ

Джавадлы Гамар Айдын кызы

Хуманитарни Балкански изследвания, № 3(5) 31.08.2019

Многие религиозные деятели, в том числе мусульманские богословы связывают причины возникновения экологических проблем с нарушением божественных закономерностей и считают, что чем больше общество отдаляется от ценностей Созидателя, тем сокрушительнее приближается к глобальным катастрофам. Происходящие сегодня исторические процессы и здравый смысл доказывают неоспоримую логическую связь между глобальными проблемами и божьим провидением. Мир нуждается в новых мировоззренческих и гуманитарных концепциях, которых всегда можно найти в научных основах Ислама и разумно использовать с целью сохранения окружающей среды и решения проблем урбанизации. Известно, что религия, как социальный институт, также подвергалась большим изменениям за период своего развития. Известно, что в своих основополагающих установках она определяет мировоззренческие позиции верующих, на основе которых строятся их отношения с религиозными учреждениями и с другими людьми. Можно сказать, что в преобладающем большинстве случаев (по крайней мере, за последние сто лет) религиозные учреждения решали проблемы нравственного, а не мировоззренческого плана. В этом её жизнеспособность. Философия такими возможностями обладала, пожалуй, только в Древней Греции и возможно, в тех режимах, где её некоторые установки были возведены на уровень государственной идеологии (легизм в Древнем Китае, маоизм - в Китае первой половины XX в: марксизм - в Советском Союзе и т.д.). Хотя религиозные идеи доносятся до основной массы людей через «избранных», т.е. пророков, материализованные в языковой графике, различной сакральной символике, они потом начинают активно взаимодействовать с различными областями социальной практики. Поэтапный анализ истории развития религиозных идей, основанных на вере в сверхъестественное, показывает, что человеческой натуре был свойственен социоантропоморфизм, вообще обожествление как живой, так и неживой природы. Однако со временем отношение к природе стало носить явно социально-экологический характер.